Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ката
Ката - система последовательно закреплённых друг за другом каких-либо действий (бросок, блок, удар, передвижение), направленных на отработку техники. В дзюдо существует несколько разновидностей ката.А точнее 15 форм. Большинство из них создал Дзигоро Кано в конце 19 века.В ката присутствуют приемы,которые запрещены в рандори: удары, использование бокена(деревянный меч) и других видов оружия.Самым известным является Наге-но-ката,которое состоит из 15 техник.Ката традиционно выполняется только в белом кимоно.Каждый обладатель черного пояса обязан знать Наге-но-ката(как бы стоит задуматься,многие ли обладатели 1 дана в Украине вообще имеют представление о ката).

Все ката разработаны для физического развития, тщательного освоения методов атаки и обороны, а также для понимания самой сути дзюдо.Полное изучение ката включает и такие важные элементы, как концентрация духа (киай), выбор правильной дистанции (маай), выполнение подходящего действия в соответствии с теорией боя (риай) и достижение особого состояния бдительности с целью получения преимущества над противником (дзан-син). Если техники и приемы дзюдо можно сравнить с буквами, то ката, в соответствии с данной ана­логией, представляет собой целые слова, основную грамматику и струк­туру предложений.
Категория: Мои статьи | Добавил: Archebalt (12.02.2010)
Просмотров: 819 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 akvadov  
1
Интересно продолжить аналогию автора – сравнить изучение приёма с обучением письму.
Однажды нашего тренера Константина Цховребашвили подменял Виктор Лутинский ( см. “Одесские Мастера” на сайте Judo.at.ua). Он тогда недовольно ворчал по поводу современной методики обучения приёмам в Дзюдо. Сначала, считал он, нужно выучивать элементы приёма (простые движения, полу-движения, повороты, подвороты и пр.), и только после усвоения из этих фаз можно сотворять нечто целое – приём. А многие современные тренеры штампуют скороспелок - обучают новичка готовому приёму целиком. Кто не понял – тот пролетел.
Т.е., Виктор Лутинский предлагал следующее:
В старые времена в школах был предмет – калиграфия (позже – чистописание).
Бедалаге-школяру нужно было малювать какие-то дурацкие черточки, палочки, крючочки, овалы, полу-овалы. Причем, повторять их написание заставляли тысячекратно под наклоном, с нажимом и без нажима. Лишь много времени спустя, ученика подпускали к Букве. Лишь много времени спустя, из этих каракулей создавались произведения искусства.
Прав ли Виктор Лутинский или нет, покажет время. А сегодня мы можем сравнить нашу письменность. Раньше навыкам письма обучали всех одинаково, но почерки получались разные. Т.е., если было на планете Земля 2 миллиарда грамотных людей, то это и было 2 миллиарда единственных и неповторимых, индивидуальных почерков.
Нeкролог для калиграфии был написан шариковой ручкой, а гвозди в крышку её гроба забиваются клавишами keybord-a. Потомучто возможности ПК по объёмам передаваемой информации и реализации претензий человека на индивидуальность практически безграничны (казалосьбы). Сегодня один user может иметь 2 миллиарда почерков (сотню шрифтов помножьте на десятки размеров, курсивов, выделений, опций, WordArt; да помножьте это на сотни языков мира, умножьте всё это на возможность чередовать и комбинировать эти возможности). Но разве кто-нибудь использует эти возможности? У всех во всём мире один почерк - Times New Roman. Наверно, это - хорошо, удобно.
Но часто возникают ситуации, когда грамотность напрямую зависит от уплаты за электроэнергию. И если какая-нибудь интердевочка ( имеется ввиду Интернет-переписка), вынужденная объясняться в любви вручную, пишет корявым почерком с ошибками: «Я вАМ пишу чё ишо сказать», то такое послание не вызовет никаких положительных эмоций (кроме смеха).
Если сильный спортсмен провёл бросок, но выполнил его коряво, не чисто, смазанно, то судьи могут не понять автора броска , причём, не понять до такой степени, что отдадут победу протоивнику.
И наоборот, когда я читаю письмо от моей любимой девушки, написанное её красивым, аккуратным почерком, меня волнует не только содержание или смысл текста, мне также приятно созерцать стройность знаков, похожих на её ножки, мне хочется гладить эти буковки, целовать завитки.
Специалисты говорят, что Коран написан таким высоким штилем, что в нём рифмуются не только звуки, но и буквы и слова, начертанные арабской вязью, находятся в определённой гармонии. Поэтому человек, читающий Коран в оригинале, получает и духовное и эстетическое (зрительное) наслаждение. (А суфий, знающий тайный смысл Писания, наслаждается трижды). Когда Мохаммад доказывал неверующим оппонентам свою пророческую легитимность, он предложил простой тест: пусть кто-нибудь из них попробует сочинить нечто подобное, хотя бы одну Суру. Слабо кому-либо до сих пор.

Когда спортсмен проводит четкий бросок, без сучка и задоринки, это не только красиво и бесспорно, но и целесообразно. Дело в том, что автор заметки, сравнивая красоту Катa с древним искусством поэзии, напоминает, что борьба Дзюдо пришла к нам не из шоу-бизнеса (куда этот путь изгибается сегодня), а что может возникнуть ситуация, когда татами – асфальт, а соперник – враг, а судья – Бог и там ошибки в “калиграфии” не прощаются, потому что уж очень ценен приз – жизнь.
Более того, мне кажется, что именно такой детализированный подход к введению в Дзюдо развивает у спортсмена понимание сути движения и впоследствии – творчество. Многократное повторение одних и тех же простых движений и приёмов может привести к рождению чего-то своего нового и красивого (как например, простые возвратно-поступательные движения при половом акте - шутка).
Когда-то бывший новичок, Виктор Лутинский, изобрёл свой обвив, которго боялись и в Союзе, и за рубежом. Приём вписывался в рамки тогдашних правил и запретить его было нельзя, а противоядия ещё не придумали. Когда Лутинский прилетел на соревнования в Испанию, его даже не выпустили из самолёта – придумали какую-то юридическую закорючку. Но это уже другое творчество.
Мы с почтением кланяемся нашим Одесским Мастерам, а они пусть, в свою очередь, передадут поклон своим соавторам мастерства.
Аrchibalt-у спасибо за экскурс в историю Ката.

С уважением,
Akvadov.